УПРАВЛЕНЕЦ И ИСКУССТВО: ТРАНСФОРМАЦИЯ КРЕАТИВНОСТЬЮ — ПРОФЕССОР ДЖЕЙМИ АНДЕРСОН

Главная  /  Креативность  /  УПРАВЛЕНЕЦ И ИСКУССТВО: ТРАНСФОРМАЦИЯ КРЕАТИВНОСТЬЮ — ПРОФЕССОР ДЖЕЙМИ АНДЕРСОН

УПРАВЛЕНЕЦ И ИСКУССТВО: ТРАНСФОРМАЦИЯ КРЕАТИВНОСТЬЮ — ПРОФЕССОР ДЖЕЙМИ АНДЕРСОН

Креативность – это достаточно широко используемый термин в контексте стратегии, инноваций, организационного развития и лидерства. Наступает момент, когда управленцы понимают, что стратегические вопросы, вопросы лидерства или сложные организационные ситуации уже невозможно решить в привычном шаблонном порядке, появляется поле для творческого решения задач.

Сегодня креативность становится ключевым навыком для лидеров и организаций, который помогает не просто адаптироваться к изменениям, но и активно формировать новые отрасли и рынки. До недавнего времени термин «креативности» в бизнесе в основном ассоциировался с обозначением нестандартных новых технологий. Сегодня исследованию темы креативности уделяют намного больше времени, чем прежде, используя сложные техники мозгового штурма и истории выдающихся личностей искусства. Хотя такие креативные техники помогают менеджерам раскрыть новые идеи, а истории икон искусства обладают сильным эффектом вдохновения, обеих подходов все равно недостаточно, чтобы в полной мере оценить креативный потенциал каждого из нас.

Если креативность способна добавить ценности компании и команде, мы, как управленцы, должны в первую очередь понять ее основные принципы, развить в себе соответствующее мышление, отношение и знания, чтобы четко видеть, где и когда креативность имеет право на жизнь и может создать новые решения. Йозеф Бойс (1921–1986) был выдающимся художником, который посвятил себя изучению основных принципов искусства, творческому процессу и такому завуалированному факту, как раскрытие творческого потенциала у простых людей. Бойс стал самым противоречивым художником своего времени благодаря радикальному подходу к философии и процессу творчества.

Фундаментальные идеи и принципы Бойса можно найти в его самых цитируемых утверждениях: “Каждый человек – это художник». Подобное заявление бросило вызов устоявшимся взглядам в мире искусства. Получается, что каждый из нас может создавать или определять произведения искусства, если все вокруг нас – это искусство…

На самом деле речь шла о мобилизации скрытых креативных способностей – раскрытии творческих слов, мыслей и действий, и выражение этого творчества определенным конструктивным образом. Путем своих представлений, скульптур и учений Бойс формировал определенные концепции, которые могут использовать люди для раскрытия собственного креативного потенциала. В своих работах он описал три ключевые концепции на пути к креативности. Этот путь начинается внутри нас – личная креативность, и ведет во внешний мир – креативность в социальном контексте:

  • Активная форма мышления, личное творчество
  • Скульптурная теория, процесс творчества
  • Социальная скульптура, коллективное творчество

ЛИЧНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

«Мышление – это то, что мы используем большую часть дня», говорит Бойс, и для нас это уже рутина. Мы следуем определенным паттернам и выдаем одни и те же шаблонные решения. Но если мы хотим генерить новые идеи и создавать процессы, продукты, что тогда мы должны делать по-другому?

Для того, чтобы достичь этого, мы должны отпустить известные нам модели мышления и старые привычные решения. Мы должны принять то, что Бойс называет «активной формой мышления». Он определил три уровня активного мышления: вдохновение, интуиция и воображение. Вдохновение – это тот момент, когда мы замечаем нечто новое и получаем первую искру идеи. Иногда люди описывают подобный момент, как освежающий «клик» в их голове. Сама идея еще не ясна, но ты уже начинаешь чувствовать, что из этого может получиться. Большинство людей чувствуют интуицию в процессе креативности. Они начинают ощущать приближение новой идеи. И просто доверяются этому шестому чувству. Если мы спросим самых успешных людей о секрете их успеха, большинство из них скажет, что они больше доверяли своим чувствам, а не логике. Интуиция – это эмоциональная сторона процесса личной креативности. Воображение является финальным шагом в активном мышлении. То, что пришло к нам в виде искры и стало более реальным благодаря ощущениям, далее создает картинку. В процессе креативности мы позволяем картинке расти, даем ей четкие очертания и реальные формы, чтобы можно было представить саму идею. Воображение – это способность думать и визуализировать конечную точку идеи, делать ее видимой.

По сути, вдохновение, интуиция и воображение неразрывно связаны друг с другом и являются концепцией личной креативности, но активное использование данного подхода в бизнесе может зажечь искру креативности внутри компании и команды в целом.

Вдохновение обладает двумя, казалось бы, противоречивыми требованиями. С одной стороны оно нуждается в четких рамках (представлении куда идти), а с другой стороны открытой позиции (отсутствии чёткой цели). Рамки создают некую напряженность для продвижения вперед; когда открытая позиция наоборот создает пространство, где рождаются идеи. Вспомните Pixar Animation Studios – киностудию, выпустившую в мир первые компьютерные полностью анимационные полнометражные фильмы — “История игрушек”, «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Тачки» и другие. Успех их фильмов связан не только с усовершенствованием техники анимационного кино. Профессионалы студии Pixar поняли, что почти каждая сцена их фильмов должна содержать необычную идею, чтобы удивлять зрителей снова и снова.

Креативная команда Pixar создаёт тысячи идей. И хотя рамки четко обозначены (использование техник анимации), Pixar дает возможность своей креативной команде генерировать разнообразие идей в рамках широкой анимационной основы. Большинство идей Pixar получили право на жизнь только потому, что управленцы компании поощряют неопределенность и открытость.

Интуиция – это эмоциональная сторона активной формы мышления. В большинстве больших корпораций не принято основывать и принимать решения на интуиции, так как это воспринимается иррационально и не соответствует проверенному методу решения бизнес задач. Корпоративная культура маленьких компаний наоборот более открыта к интуиции. Ванделин Вон Бох, CEO производителя элитной керамики Villeroy & Boch, как-то поделился в интервью, что все его клиенты на 85% принимают решения, полагаясь на свою интуицию.

Задумайтесь, например, о таком важном решении, как вопрос стратегии. Вы приглашаете всю свою управленческую команду на совещание, чтобы выработать правильное направление движения из множества представленных вариантов и концепций. Вместо рационального шаблонного анализа, попросите своих коллег в первую очередь полагаться на свою интуицию. Дайте им возможность на минуту раскрыться индивидуально, а затем попросите внести свой вклад и поделиться разработанной информацией. И Вы увидите кардинально другой результат…

Воображение является последним шагом на пути улучшения творческой составляющей и характеризуется способностью визуализировать желаемую картинку будущего, которая обладает особенной силой и помогает преодолевать потенциальные преграды. Вспомним снова киностудию Pixar. Чтобы укрепить возможность свободного воображения внутри Pixar, компания кардинально изменила миссию для своих команд-разработчиков. Вместо того, чтобы придумывать новые идеи для фильмов, как делает большинство других студий, их работа состояла в том, чтобы собираться в небольшие инкубаторы, с помощью которых режиссёры совершенствовали свои собственные идеи в мощную картинку потенциального анимационного фильма.

ПРОЦЕСС КРЕАТИВНОСТИ

Вернемся в искусство…. В своей скульптурной теории, Бойс утверждал, что каждый материал, который мы используем для создания произведения искусства находится между двумя полюсами – полюсом структуры и полюсом движения. Процесс творчества, в соответствии с теорией Бойса, является активным формированием ситуации (путем добавления большей структуры, или наоборот, хаоса). С таким подходом сам по себе процесс становится творческим. Для управления процессом креативности Вы должны внимательно наблюдать за ситуацией и судить о его тенденции через структуру или хаос.

КОЛЛЕКТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

Когда Йозефа Бойса просили назвать его самые ценные художественные работы, которые он когда-либо создавал, он всегда отвечал, что это была концепция «социальной скульптуры». Заявляя концепцию, как произведение искусства, само по себе уже необычное утверждение. Что он на самом деле сделал – это соединил воедино две ценнейшие вещи – социальное поведение и принципы создания скульптуры. Сердце концепции социальной структуры Бойса лежит в «социальном мышлении». Иозеф Бойс видел взаимодействие людей, как скульптурное пространство, которому можно придавать форму на метаморфическом уровне, так же, как и реально создаваемой скульптуре.

Используя пример Бойса и понимая его подход к креативности, современные руководители могут открыть для себя способы стимулирования творческого процесса, чтобы дать возможность своей команде развивать индивидуальный и коллективный творческий потенциал. Идеи Йозефа Бойса – это бесценный инсайт, который помогает раскрыть индивидуальный потенциал креативности в командах и разработать процессы, структуры и экологическую среду способствующую инновациям. Руководитель будущего должен понимать, что несмотря на постоянное появление новых аналитических и метрических подходов в решению задач, три кита — воображение, вдохновение и интуиция играют огромную роль в современном бизнесе.

Для достижения настоящих изменений в инновациях и стратегиях развития бизнеса, такое понятие, как «формирование креативности» должно стать ключевым в лексике и навыках руководителей 21 века.

Будь в курсе всех мероприятий KA Group

Ваше имя *

Ваш телефон *

Сообщение

KA_2200x900_is